ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ СОШ № 17 разработана на основе примерной программы («Примерная программа воспитания», Москва, 2020) и направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа воспитания обучающихся соответствует ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
В Программе воспитания описана система форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела.
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
1.«Особенности организуемого в МБОУ СОШ № 17 воспитательного процесса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 17» построена в 1958 году. С первых дней своего открытия школа существует как учебное заведение, дающее образование. Расположена школа в микрорайоне 17 км.
Особенностью нашего воспитательного процесса является отдаленность от центров дополнительного образования , культурных, спортивных учреждений, и поэтому вся воспитательная работа в основном сосредотачивается в школе.
Рядом со школой проходит федеральная трасса, расположены две остановки и это помогает связаться с центром города. Постоянный поток машин является фактором риска, поэтому в школе много внимания уделено профилактической работе по ДДТ, проводятся классные часы, направленные на изучение ПДД.
В школе обучаются дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. С каждым годом увеличивается количество семей, в которых вслед за старшими детьми в школу приводят учиться и младших. В МБОУ СОШ № 17 созданы условия для удовлетворения особых образовательных потребностей для детей инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество таких детей с каждым годом увеличивается.
Школа работает в тесном контакте с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры.
- МБОУДО « Станция юных техников»
- МБОУДО «Центр творческого развития и Гуманитарного Образования»
- МБУДО ДЮШС «Феникс»
- Физкультурно- оздоровительный комплекс
- Кинотеатр « Шахтер»
- МКУ «Историко-краеведческий музей»
- Детская библиотека им.А.Макаренко.
- Городская библиотека им. Н.Крупской.
Воспитательная работа в школе строится на основе принципов самоуправления, добровольности, равноправия, законности и гласности, что согласуется с процессом воспитания школы и реализуется на таких идеях взаимодействия педагогов и школьников, как:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ СОШ № 17 являются:
- стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- традиции ( Рубцовские, Пушкинские чтения, встречи с интересными людьми, которые сложились в нашем учреждении являются эмоциональными событиями, которые воспитывают у ребят чувство гордости за свои интеллектуальные и творческие достижения);
- осознание важности своего вклада в достижение школы и понимание перспектив своего личностного развития;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах ( от пассивного наблюдателя до организатора);